Кастомайзинг в Мире и Язычник
Ка́стом (от английского “Custom made” — сделанный на заказ) — мотоцикл (может быть и другое транспортное средство), которое сделано в малом количестве экземпляров, но как правило, в единственном. Обычно это переоформленные или полностью переделанные серийные модели мотоциклов. Подобное движение по тюнингу мотосредств называется кастомайзинг, а человек, которым этим занимается кастомайзер.
Когда впервые появились кастомы? Если верить Интернету, то кастомайзинг зарядился в Соединенных Штатах Америки в 1950-х годах. Я готова оспорить это суждение. Да, само название, возможно, и принадлежит этим годам, но сама идея дополнения, изменения мотоциклов под владельца должна была появиться с первым байком, а именно с 60-х годов 19 века. Конечно, это были не такие модификации, как сейчас или даже в 50-х годах 20 века, но в натуре человека всегда что-то переделать под себя, сделать индивидуальную вещь, которая принадлежит ему и никому другому. И верится в то, что даже на первых мотоциклах их владельцы делали небольшие изменения: меняли сиденья, добавляли элементы декора, изменяли цвет, …
Современные технологии позволяют из серийной модели сделать произведения искусства. Основное - фантазия заказчика и золотые руки кастомайзера.
В Мире сейчас насчитывается большое количество мастерских по изготовлению кастомов, но есть и мастера, которые занимаются этим самостоятельно. Даже звезды шоубизнеса не стоят в стороне. Знаменитый актер Киану Ривз совместно с механиком Гардом Холлингером основал компанию Arch Motorcycle по производству кастомных мотоциклов на основе Harley-Davidson.
А про киноактеров, которые являются владельцами модифицированных мотосредств даже писать не стоит, их очень много.
Мотоцикл сам по себе произведение искусства, а кастом еще и дорогое произведение, в котором отражается индивидуальная идея, технические нюансы, полет фантазии.
Как говорится “искусство в массы” и, начав в прошлой статье с мастерской Юрия Шифа, я готова продолжить тему кастомайзинга, представив проект известного питерского кастомайзера Александра Йети. Речь пойдет об одном из его “подопечных” – языческом кастоме.
Свои шедевры Александр и его друзья производят в Мотомастерской HEAVY DUTY MOTORCYCLES. В ней они занимаются ремонтом и техническим обслуживанием мотоциклов, помогают в их продаже и приобретении, обеспечивают заказ запчастей и постройку мотоциклов.
“Язычник”, именно так называется этот проект, "родился" из сильно потрепанного Harley-Davidson Heritage.
Главное конструктивное решение - колеса. Их размер, форма необычны. А еще все подшипники, механизмы спрятаны внутри колеса, в самом диске, где воздух. При шиномонтаже плохо бортировалась покрышка, пришлось сделать съемный борт.
"Делали в 2014, 2015 годах, ЧПУ не было доступно и так развито, из-за этого все точилось на токарных станках из листового металла." (Александр Йети)
Определяющим при выборе стилистики стала тема Язычества. А в ней одной из основ было поклонение Солнцу. В итоге акцент пал на индивидуальность колес, и они хорошо вписались в проект. Во времена язычества на Руси в искусстве наблюдались грубые, топорные элементы. Это и хотели передать в мотоцикле.
"При его модификации был оставлен голый чистый металл, словно кованные доспехи." (Александр Йети)
Мастера остановились на идее голого металла. Была мысль сделать гравировку, но от нее отказались. В этом случае осуществили передачу темы язычества через формы, а не многочисленные изображения символов.
"В одном из ранних проектов “Universal evil” был представлен кастом полностью в гравировке, “худенький” и на огромных колесах. Когда хозяин его продал, то новые владельцы зашпаклевали его в чёрный матовый цвет." (Александр Йети)
Вот такие вкусы …
“Язычник” создавался под клиента. Свои идеи Александр озвучивал, а клиент не противился, доверился, говорил свои предложения.
"Идеально, когда между заказчиком и мастером дружеские отношения, надо понимать, что он мыслит, чувствует. И это самый интересный аспект в моей работе." (Александр Йети)
В мастерской Александра был случай, когда впервые стали строить спорта, а контакт с владельцем не установился. А из отношений
“клиент-слесарь”
ничего хорошего получиться не может.
Несмотря на то, что проект уже полностью сделан, и мотоцикл приезжает в родное кастом-ателье только на ТО, кастомайзерам всегда предоставляются возможности что-то в нем поменять.
"Если что-то начинает раздражать во внешнем виде, если я вижу, что надо сделать изменения, то я их делаю. Могу это сделать, даже не посоветовавшись с владельцем. Ведь кастом, как мой “подопечный”, как “приемный сын”. Ты видишь, что у ребенка развязались шнурки и ты их завяжешь, если порвались ботинки, то купишь новые. Так и с мотоциклом. Был расписан ремень, но надпись выцвела, стала кривой, то я обязательно распишу заново." (Александр Йети)
Автор фотографий Игорь Макаров.
А также Фотографии из Интернета и из альбома мастерской HEAVY DUTY MOTORCYCLES. #hdm


