Несерьезные заметки о серьезном путешествии
Наше путешествие началось в субботу, восьмого августа 2015 года. Со своим другом Кириллом я встретился рано утром на заправке, расположенной на московском шоссе в районе Ям-Ижоры.

Попив кофе и, пожелав друг другу удачи и приятных впечатлений, мы тронулись в путь. Первая остановка была на Валдае. Зашли в церковь, помолились, попросили благословения у батюшки, и продолжили путь. С самого начала, двигатель моего полтора литрового Boulevard C90 работал с непонятными перебоями. Пообщавшись с Кириллом, мы решили, что это плохой бензин, что прочихается и ничто не сможет омрачить наше путешествие. Я старался не отставать от Кирилла, который ехал первым на Suzuki Bandit 1200. Это был наш не первый дальнобой, мы уже прикатались вместе и понимали друг друга с одного жеста.

До Москвы домчали к трем часам дня. Было запланировано остановиться и переночевать в подмосковном доме у друга. Шашлыки под рюмочку бургунского оказались очень кстати. За разговорами и воспоминаниями о службе мы и не заметили, как пролетело время, нужно было ложиться спать, ведь рано утром в дорогу.
Второй день пути шел размеренным темпом. Пообедали под Тамбовом и дальше на Волгоград. Временами двигатель моего мотоцикла работал ровно, без перебоев и я забывал о проблеме, которая не давала мне расслабиться.

Наконец наступила развязка. Под Урюпинском есть километровый столбик с номером 666. Ремонт дороги, семь часов вечера, реверсивная полоса по гравию. Только она закончилась, как BOLEVARD заглох. Остановиться негде, узкая полоса асфальта, а за ней рыхлая песчаная обочина. Мотоцикл скатили, под лапу подложили камень. Нужно было откатить мотоцикл руками на более подходящую для ремонта площадку, а это полтора километра. Не успели мы опомниться, как подъезжает парень на спорт-байке: "Что случилось, вы откуда?" Мы отвечаем, что сами едем с Питера, вот заглохли. "Инструмент есть?", спрашивает парень, слезая с мотоцикла. Инструмент, шестигранники и даже компрессор я всегда вожу, а тем более в далекое путешествие. Дело пошло быстро, мотоцикл разобрали за десять минут. Больше всего я переживал за крепеж, который легко можно было потерять, поэтому я старался все аккуратно складывать на подготовленное место. Добрались до бензобака, который находится под седлом. Николай, так звали нашего нового знакомого, определил, что дело в бензонасосе и это не проблема. На Ладе Приоре стоит похожий, говорит он, можно купить в магазине в соседнем поселке. Я даю Коле деньги, и он уехал. Между тем уже стемнело. К нам стали подтягиваться проезжающие мимо байкеры и просто сочувствующие местные. Никто нас не бросил и не уехал. Через час мы уже ставили новый бензонасос BOSH. Все это уже происходило при свете фар, фонариков и телефонов. Чуда не произошло, двигатель не запускался. "Ничего, по любому уедите", успокаивает Коля, и звонит местному светиле, в плане ремонта электрики. Через полчаса подъехал байкер с дрэдами и начинается дальнейшее углубление в разборе BOLEVARD. Нашли окислившиеся провода и оплавившиеся соединительные колодки. По возможности, устранив на наш взгляд неисправности, завели двигатель, но радость была не долгой. После того, как мы собрали мотоцикл и поставили все на свои места, BOLEVARD снова отказался заводиться. Нам стала понятна одна закономерность, снимаешь панель приборов - заводится, ставишь на место - глохнет. Решили, что хватит мучиться в темноте, нужно добраться до гаража и в спокойной обстановке, при нормальном освещении, без суеты все доделать! Гараж и дом Николая находился в пятнадцати километрах, и мы перебазировались туда. Народный умелец с дрэдами, его звали Евгений, колдовал над электрической схемой, и к пяти часам утра все было готово. Ребята уговаривали нас остаться до утра в поселке и выспаться, но мы решили, что и так потеряли много времени, что нужно ехать! Проехав километров тридцать, все повторилось. Съехав на обочину, мы завалились спать прямо в поле подсолнухов.
В голову лезли дурные мысли, и мне не удалось отдохнуть. Через два часа, сняв приборную панель, благо мы уже понимали причину, добрались обратно до наших спасителей. Теперь мы уже никуда не торопились, нужно было найти истинную неисправность. Как говорится, все гениальное - просто. Мы вскрыли полностью всю косу с проводкой и обнаружили тот ненавязчиво перетертый провод, который всякий раз замыкал на массу рамы, когда на него начинала давить приборная панель. Нас накормили и уложили спать. Когда же мы проснулись, мотоцикл стоял уже собранный, все ключи были аккуратно сложены в кофры. Я не верил в чудеса и не думал, что бывают такие отзывчивые, настоящие парни. Вот Вам и Урюпинск, - российская глубинка! Нас проводили, и мы помчались в Волгоград и уже вечером мы с отличным настроением купались в Матушке - Волге!

Переночевав в хостеле, утром поехали на Мамаев - курган. Это что - то грандиозное. Комок подступал к горлу, когда мы ходили по мемориалу, подходили к статуе Матери-Родины. Вечная память героям!

Выехали из Волгограда после обеда и вечером уже были в Астрахани. Утром следующего дня посетили астраханский рынок, дабы отведать икры и рыбных деликатесов. Обалдев от цен, так ничего и не попробовав, решили поскорей уехать.

Направление на Махачкалу. До сего момента навигация в Googl не подводила, и вот мы едем по пустынному шоссе с четырьмя полосами для движения. Оно резко заканчивается, типа ремонт дороги, и мы, не подозревая никакого подвоха, продолжаем движение по калмыкской степи. Первые два - три километра было даже весело, мы шутили, подбадривали друг - друга. Нам казалось, что по логике вещей, должен быть хотя бы знак, что ремонт дороги, что сейчас начнется снова асфальт. Но чем дальше мы продвигались по этим степным барханам, тем все больше нам становилось не до смеха. Температура +47, питьевая вода давно закончилась, каждые 100 метров - это борьба на выживание. Мотоциклы зарываются в песке, пытаются завалиться на бок и при этом солнце палит безжалостно. У водителя встречного грузовика глаза вылезли из орбит, когда нас увидел. "Вы зачем здесь, ведь есть другая дорога!" Мы только смогли пожать плечами и выхватить у него из протянутой руки бутылку с водой. По глотку и бутылки как не было. Эти двадцать пять километров калмыкской степи мы долго будем помнить. Какая радость была у нас, когда через три с половиной часа мучений мы увидели асфальт. Это была победа! Ведь обратного пути нет - только вперед! Когда доехали до Махачкалы, было уже темно. Остановились у магазина, дабы купить что-нибудь согревающего на вечер. Решили проехать дальше, в город Избербаш, там говорят море чище и спокойнее. Как ездят в Дагестане - это особый разговор. Правила никто не соблюдает, только успевай реагировать. Самая любимая и распространенная машина в Дагестане - это Лада Приора. Как говориться, чем выше горы, тем ниже Приоры, носятся, как сумасшедшие. Пересечь двойную сплошную, и ехать по встречной - это у них не нарушение. Устроились в Избербаше очень хорошо - в только что построенном хостеле. Местный коньячок пошел очень достойно, лег на нашу усталость и быстро подействовал.

Весь следующий день мы провели в Избербаше, купались в Каспийском море, гуляли по городу, отведали местной кухни и приятно удивились. Все было очень вкусно и дешево. Вечером хозяйка предложила нам перебраться в более удобный номер за ту же стоимость, и мы не стали упираться. С нами захотел познакомиться сам хозяин гостиницы, солидный аксакал в национальном костюме. Мы долго беседовали за столом. К нам подсаживались местные и в заключении, когда мы попрощались со всеми и пошли в номер, нам принесли ужин, увидев который, даже смутились. Мы не предполагали, что сможем съесть такое обилие блюд. Был настоящий праздник живота, еда - наслаждение вкусом.

Утром поехали в Дербент - городу 2000 лет и поверьте, там есть на что посмотреть! С высоты стен Дербентской крепости открывается замечательный вид на город и Каспийское море, очень впечатляет.
После Дербента едем в обратную сторону и, не доезжая Махачкалы, поворачиваем на Чечню. Транзитом проезжаем все города, включая Грозный.
Хотим поскорее добраться до Грузии. Проезжаем Владикавказ и, совсем скоро, начинается серпантин военно – грузинской дороги. Вот уже проходим нашу российскую границу, никакой очереди. На грузинской границе,- все также быстро. Решили поменять немного долларов на местные лари. Обменный пункт - официальный, сидит девочка. Кирилл второпях принес сумочку с фотоаппаратом. В этой сумочке у него лежали доллары. Поменяв энную сумму, поехали дальше. Какие виды открывались нам за каждым новым поворотом,- это не описать словами. Мы проехали примерно 65км от границы и решили сфотографироваться на смотровой площадке. Кирилл открывает кофр, чтобы достать фотоаппарат и что же? Где сумка? Там же все деньги! Кирилл изменился в лице. Долго не совещаясь, решили, что я остаюсь ждать Кирилла на этом месте. Хочу упомянуть, что граница работает с 6-00 до 18-00 и, до ее закрытия остается каких - то 50минут. Как эти 65км ехал Кирилл, может рассказать только он. Водители фур, стоящие десятками в очереди вдоль дороги, были очень удивлены, когда Кирилл пронесся мимо них сначала в одну, потом в другую сторону. Все сложилось благополучно,- сидевшая в обменном пункте девочка вручила ему сумочку и наказала впредь быть внимательнее! Через полтора часа Кирилл довольный и счастливый вернулся на площадку, где я ждал и молился за него.

Мы продолжили путь уже в темноте, и езда по горному серпантину становилась не безопасной. Мы остановились у кафе, чтобы поужинать. За умеренные деньги нас накормили и выделили комнату для ночлега. Еда нам, мягко говоря, не понравилась. Ягненок был жестким и сырым. Зато утром, выглянув в окно, весь негатив мигом исчез,- через дорогу протекала горная река и солнечные лучи, переламываясь через вершины гор, раскрашивали бурлящий поток всеми цветами радуги. Мы искупались по пояс, и, попив кофе, поехали дальше.
Тбилиси показался нам грязным и неопрятным, с сотнями разваливающихся зданий на старинных улицах. Более приятное впечатление на нас оказало гостеприимство и радушие хозяев хостела, старого грузина и его взрослого сына. Целый день мы гуляли по улочкам Тбилиси, посетили парк, с высоты которого открывается вид на весь город.

Выехали рано утром, начистив перышки, и двинулись в сторону Армении. Надо сказать, что мото-движение в этих странах развито очень слабо, поэтому все провожали нас взглядами с восхищением и нескрываемой завистью! Грузино-Армянскую границу мы пересекли достаточно быстро, без особых проблем. Поменяли деньги на местную валюту и поехали в сторону моря, так называют армяне озеро Севан. На нем любят отдыхать местные жители, приезжих единицы. Двигаясь по горным перевалам, а они в Армении очень затяжные, остановились пообедать в кафе. Нас встретил хозяин, почтенный старик, и пригласил в уютный зальчик. Все было на высшем уровне, начиная с обслуживания и заканчивая национальной кухней. Когда нам принесли счет, мы даже не поняли. За те деньги, что мы заплатили, у нас можно лишь попить кофе. Обогнув Севан слева, мы остановились в небольшом поселке. К нам подошла средних лет женщина и предложила остановиться у нее в мотеле. Это были небольшие домики на берегу, без излишеств, зато не дорого. Вечером, накупавшись в прозрачных водах Севана, поужинав в местном кафе, мы взяли, по уже устоявшейся у нас традиции, бутылочку армянского коньяка и пошли к дому. Нас встретила радушная хозяйка и предложила кофе. Мы долго не сопротивлялись и сели за стол под звездным небом. Подошли знакомые и родственники хозяйки, и мы долго сидели и тепло беседовали о России и Армении. Было уже за полночь, когда мы разошлись.

Утром, попрощавшись с радушной хозяйкой, поехали в Ереван. Замечательный город – красивый и ухоженный, а люди очень приветливые. Остановились в хостеле под названием Терраса, интересное и очень удобное место для остановки, с хорошими и недорогими номерами, просторной и функциональной кухней. Особенно я бы отметил балкон, с которого открывается вид на горы и ущелье, где протекает река.
Гуляя по улицам, увидели интересный мотоцикл у одного из офисов и, решили зайти. За дверью холла стояли еще два мотоцикла, начищенных до блеска. По всему было видно, что на них давно не ездили. Мы поздоровались с молодыми людьми, которые сидели среди музыкальных инструментов и аппаратуры. Как оказалось, - это была студия. Когда узнали, что мы байкеры и приехали из Питера, нас тут же усадили за стол. Хозяином оказался известный в шоу-бизнесе продюсер Георгий Мелоян. Нас угостили кофе и напитками и, пообщавшись, обменявшись координатами, мы продолжили свой вечерний вояж по Еревану.
На метро доехали до центра. Мы долго бродили по улицам красивого города, заходили в переполненные людьми кафе, послушали классическую музыку, которая сопровождала в такт фонтаны, подсвеченные прожекторами. Везде была какая - то атмосфера праздника, и душа ликовала!

На следующее утро мы уже мчали к Грузии. Не доехав километров 20 до границы, мы остановились пообедать в придорожном кафе. Хозяин – армянин развлекал нас всякими смешными историями, как оказалось, в молодости он играл в команде КВН Новые Армяне и много раз бывал в Питере. Покушали очень вкусно и с набитыми животами, оседлав наших железных коней, поехали дальше. Как я уже сказал, до границы оставалось совсем чуть – чуть. Из-за гор показалась черная пречерная туча. Мы еще надеялись, что проскочим, но все произошло мгновенно. Налетел ураганный ветер. Мы не успели даже понять, что происходит, а тем более надеть дождевики. Под такой град с дождем я никому не пожелал бы попасть. Нас сносило с дороги ветром, град бил по шлему с такой силой, что ничего не было слышно: ни двигателя, ни криков Кирилла, доносившихся из гарнитуры переговорного устройства. Мы остановились, с трудом удерживая мотоциклы. Ничего не было видно. Реки воды, смешавшись с грязью и градом, неслись по дороге, пытаясь и нас захватить с собой. Все закончилось так же неожиданно, как и началось. Через 15 минут мы, мокрые до нитки, стояли на пропускном пункте. С нас стекали лужи воды и растекались по всему помещению. Слишком заморачиваться нам не хотелось и мы не стали переодеваться. Жара и ветер сделали свое дело и через час мы были уже почти сухие.

Следующая остановка у нас случилась в Боржоми. Удивительный городок с десятками кафе, ресторанов, тысячами туристов, гуляющих по парку, и жаждущих испить живительной воды из знаменитого на весь мир источника. Нам казалось, что снять жилье здесь будет нереально, но все оказалось намного проще. Мы припарковали свои мотоциклы, и пошли пешком по центральной улице. Зайдя в понравившийся нам дом, мы увидели старушку, которая и предложила радушно у нее переночевать, чему мы были несказанно рады. Огромная комната, кухня, ванная, все в нашем распоряжении, и все это сравнительно дешево. Вечером начался дождь, и мы решили скоротать время в ресторане. Все было супер. После пришли домой и, по традиции, еще долго сидели за разговорами, потягивая грузинский коньяк.
Хорошо выспавшись, и приведя себя в порядок, продолжили путь. Проехав через красавец Батуми, направились в сторону турецкой границы. Расстояния здесь сравнительно небольшие, поэтому мы и не успели заметить, как подъехали к пропускному пункту. Были мысли поехать дальше, попробовать настоящий турецкий кофе, но мы слишком уже устали от приключений и решили развернуться. Отъехав три километра, остановились в Квариати – это городок прямо на берегу Черного моря. Цены в гостиницах совсем не дешевые, хотя, если подняться немного в горы, то можно найти совсем за реальные деньги. Так мы и поступили.
У Резо, так звали хозяина хостела, мы сняли замечательную комнату с балконом, с видом на море. Вокруг горы, во дворе растут эвкалипты в два обхвата, воздух опьяняющий. Здесь мы и решили задержаться, чтобы отдохнуть перед обратной дорогой. В Квариати нам очень понравилось, море чистое, люди спокойные, коньяк очень достойный. Нужно заметить, что за время нашего двухнедельного путешествия напитки нам попадались все настоящие. Может там не принято торговать по-другому?

Отдохнув четыре дня, мы отправились в обратный путь. Выехали, как обычно рано утром и доехали, особо не напрягаясь, до приграничного города Казбеги. Все бы ничего, мне сразу не понравился своей чрезмерной навязчивостью, хозяин местного хостела. Вертелся вокруг проживающих как волчок. Было ясно, что для него нет ничего святого, главное сорвать денег. В этом хостеле он поселил еще троих байкеров, так что вечер обещал быть не скучным. Одна пара – муж с женой были из Москвы, один из Таллина и еще девушка с Крыма, путешествующая в одиночку. За ужином хозяин нас угощал какими-то полуфабрикатами. Сомнения, по поводу качества пищи, возникли сразу. Хотя мы и подстраховались, выпив за долгими разговорами коньяку, чередуя его со старым Таллином, но это не уберегло нас от расстройства желудка.
Выехали мы рано утром, чтобы поскорее пройти границу. У нас с Кириллом было в планах еще заехать на Эльбрус и совершить восхождение, и пара из Москвы решила к нам присоединиться. Так что к границе пробирались мы с песнями, на трех мотоциклах, по встречной, так как в попутном направлении стояла многокилометровая пробка из грузовиков и легковых, бедные люди, даже боюсь предположить, сколько дней и ночей провели несчастные в очереди. Потеряв столько времени, пропадет все желание, куда- то ехать на отдых. Но к нам это не относится, как принято, байкеры в очередях время не тратят! На все про все нам понадобилось минут двадцать. Границу проехали быстро и без проблем.
Заправившись во Владикавказе, поехали дальше. Погода начала постепенно портиться, начался дождь, и нам пришлось одевать дождевики с бахилами. Остановились покушать, но у Кирилла начались сильные боли и расстройство желудка. До подножия Эльбруса оставалось каких-то 80 километров. Ливень не утихал, все небо было затянуто тучами. Мы остановились, чтобы посоветоваться, можно ли будет в такую непогоду подняться на вершину. Решили не рисковать.

С этого момента мы уже поехали без наших московских попутчиков. У Кирилла с каждым часом усиливались спазмы в животе, и он с большим напряжением управлял мотоциклом. Решили заночевать в знаменитой станице Кущевской под Ростовом. Как только расположились, попросили администратора мотеля вызвать скорую помощь. Вскоре приехала молодая врач, и, определив у Кирилла отравление, сделала ему укол в мягкое место и дала горсть таблеток в дорогу. Простите за пикантные подробности, туалетная бумага расходовалась с неимоверной быстротой. А на утро желудок расстроился и у меня.

Следующая и последняя в этом путешествии ночевка была под Тулой, в придорожном мотеле совсем не высокого класса. Местные водители нам сказали, что лучше все равно не найдете, так что пришлось смириться. Номер, как комната в фабричном общежитии, а стоимость, как в хорошей гостинице. До Питера оставался последний бросок, 1100км - чистая формальность.

Выехали пораньше, в Москву решили не заезжать, а объехать ее по объездным трассам. Все получилось, и мы не потратили на московские пробки столь драгоценного времени. В Тверской области начался дождь, который усиливался с каждым километром, пришлось снова облачаться в дождевики. Поначалу ехали с осторожностью, не больше ста, но потом попривыкли, освоились, и помчали как надо. К Питеру подъехали в районе девяти вечера, уже стемнело, и мы остановились перед поворотом на Колпино, чтобы попрощаться.
Поздравили друг друга с успешным окончанием столь непростого путешествия, 8500км – это не шутка, тем более, если взять во внимание наш совсем немолодой возраст. Кириллу 42, а мне уже 54 и я инвалид второй группы. Но не будем грустить! Мы это сделали! Покой нам только снится! Всем удачи на дорогах и увлекательных путешествий в новом сезоне!
Игорь Крупенин. 20.11.2015.










