Работа, которая нас выбирает. Часть 3
После окончания основной смены стройотряда в Коми командир с мастером подобрали десяток самых крепких парней и оставили нас на шабашку, где за две недели мы смогли заработать столько же, сколько за два предыдущих месяца. Мы доделывали наши объекты и разгружали вагоны

САМАЯ ВРЕДНАЯ РАБОТА В ЖИЗНИ
Наверное, многие слышали термин «на химию» в отношении наказания за правонарушения. «Химики» - это поселенцы в местах заключения, которые живут не на зоне, а на свободе. Но они тоже являются осужденными, не имеют права покидать место отбывания срока, и обязаны выполнять самые вредные работы. К одним из таких работ относится и разгрузка цемента россыпью. Такой вид перевозки грузов давно запретили, но мы застали те времена, когда он широко практиковался. Конечно, «химики» выполняли разгрузку без энтузиазма, не спеша и нанося значительно меньше вреда своему здоровью. Ну а мы готовы были рвать пузо, лишь бы заработать лишнюю копейку.

Когда мы раздвинули двери обычного крытого вагона с цементом, то изнутри в прохладу сентябрьского вечера пахнуло жаром, как от раскаленной печки. Крупинки цемента при движении состава трутся друг о друга и нагреваются, надолго сохраняя тепло. Вагон был засыпан под завязку, до самого потолка. К тому времени у нас уже сложились бригады и мы разгружали вагоны по четыре человека. В этот вечер нам предстояло разгрузить по три вагона на бригаду. Глянув опытным глазом на не предвещающие беду 9 вагонов, мы решили, что не больше чем за 4 часа справимся с задачей. Главное, чтобы машины ходили бесперебойно. Мы подогнали вплотную первый самосвал и с него начали выгрузку.

В отличии от других разгрузок на этот раз нам выдали респираторы и пластиковые очки для глаз. На головах у нас были косынки или вязаные шапки. Перчатки, роба и сапоги завершали модный ансамбль грузчика.

Через каждые десять минут пару работавших сменяла новая пара, чтобы держать быстрый темп и чтобы отдыхающие не замерзли. Захватив деревянной лопатой, которые часто используются для уборки снега, побольше цемента, мы бросали его в кузов машины. Пока мы расчищали пятачок перед дверями, цементная пыль в основном летела наружу. Но как только в вагоне появилось достаточно места, мы все залезли внутрь и стали трудится одновременно.

Пыль поднялась столбом и забилась во все возможные места. Очки на спасали, и в полутемном вагоне, с разъеденными цементом глазами, почти ничего не видя, мы стали натыкаться друг на друга. Респираторы зацементировались через десять минут, и мы их по выбрасывали. У кого на голове были повязки, те попробовали защитить ими рот и нос. Но это не помогало. От нашей работы температура в вагоне еще повысилась, и пот потек градом, тут же смешиваясь с цементом и твердея, превращая одежду в бетонные латы. Мы чувствовали цементные корки, глубоко уходящие в наши организмы в горле, носу и ушах. Высовывать голову из вагона, чтобы глотнуть немного свежего воздуха, было бесполезно – там стаяла такая же плотная цементная пелена, что и внутри. Разгрузив первый вагон мы решили немного отдохнуть.

Мы вылезли на улицу и сразу пожалели об этом. После африканской жары внутри, прохлада комяцкого вечера сразу вызвала у нас озноб-колотун, от которого зуб на зуб не попадал. Мы старательно выковыривали цемент из носа и ушей, терли глаза и плевались. И тогда первый из нас сказал: «Парни, я кажется, кровью харкаю!»
Голова кружилась, мы теряли ориентацию, ощущение времени и вскоре начали уже просто медленно копошиться на автопилоте. Вскоре кровь стала обильной составляющей каждого плевка. Настроение резко ухудшилось, и в голову лезли самые неприятные мысли. Но мы не сдавались и продолжали работу. К концу второго вагона один из нас упал в обморок. Пришлось его вынести наружу, оставить с ним смотрящего, а остальным возвращаться к работе.
Завершали выгрузку мы по очереди. Все лежали на траве, по двое отправляясь в пекло, чтобы за десять минут вынести несколько лопат цемента. А ведь нам еще предстоял трехкилометровый марш-бросок до барака…
Ну и да, когда мы гурьбой лежали рядом с почти разгруженным составом, панические настроения не на долго взяли верх. Голосованием 11 против одного мы приняли решение оставить последний вагон на завтра. И тогда командир встал, взял лопату и сказал, обращаясь куда-то в бесконечность пространства
- Запомни, сынок – если у тебя есть яйца, то это совсем не доказывает, что у тебя есть яйца. Обратное - тоже аксиома.
ПРОДОЛЖЕНИЕ:


