Без тормозов и без мозгов
Как решить проблему мотоциклистов-лихачей, которые носятся по городским улицам
Даже те мотоциклисты, которые уверяют, что они профессионалы, создают нервозную обстановку на дорогах

Традиционный бич летнего сезона в Петербурге – лихачи на мотоциклах. Только за первые дни августа пришло несколько сообщений о ДТП с участием мотоциклистов. Одному из них оторвало голову на Краснопутиловской (а его мотоцикл влетел прямо в салон автомобиля, чудом не убив находящихся в нём людей), другой сбил пешехода на улице Пионерстроя, третий – на Инженерной… И это далеко не полный перечень августовской хроники. Мотоциклисты бьются сами и калечат других. Конечно, ДТП с участием автомобилей происходят ещё чаще, но статистика здесь не главное. Главное – что эти люди внаглую нарушают правила по всему городу, и такое ощущение, что управы на них не найти. Одно слово – беспредел. Не говоря уже о том, что, беспардонно превышая скорость, разъезжая без глушителей, мотоциклисты уродуют городскую атмосферу: гулять вдоль улиц, по которым то и дело проносится рычащее нечто, – удовольствие ниже среднего.
– Бороться с нарушителями-мотоциклис-тами сложно, – признаётся инспектор ДТП, с которым мы поговорили на Каменноостровском проспекте, пользующемся особой популярностью среди лихачей. – Во-первых, они ездят без номерных знаков. Да ещё и в шлеме. То есть, для того чтобы оштрафовать такого нарушителя, его надо как минимум остановить. А как это сделать, если он несётся на всей скорости?..
О нравах, царящих в среде неадекватных мотоциклистов, можно судить по тому, что происходит на их форумах в интернете. Само название одной из веток обсуждения говорит само за себя – «Менты оборзели». Здесь лихачи делятся рассказами о том, как их останавливали или пытались остановить за нарушения правил.
«Короче, вчера на глазах у мента я нарушил правило поворота, – пишет один. – Этот козёл меня остановил и выдернул ключи из замка! Так что если мент вас пытается остановить, то лучше не останавливаться».
«А я всегда сразу ключи достаю, – пишет другой. – Научен опытом».
На что третий замечает:
«Странно всё это читать... Я езжу на сотке, без прав и не регистрирую сознательно».
Вот такие, как этот третий, и есть главная беда. Наш собеседник из ГАИ рассказывает:
– Вот мой коллега, который стоит ближе к началу Каменноостровского, зафиксировал нарушителя скоростного режима без номеров. Он передаёт эту информацию мне. Я, когда вижу подъезжающего мотоциклиста, включаю красный светофор. Если он остановился вместе со всеми перед зеброй – быстро направляюсь к нему, чтобы успеть встать прямо перед мотоциклом. Если успеваю – есть шанс. Но бывали случаи, когда мотоциклист резко уходил от меня, даже если я чуть не на переднем колесе у него сидел.
– Как правило, инспекторы не тормозят мотоциклистов – им хватает проблем с обычными автолюбителями, – говорит Дмитрий, член правления Петербургского клуба байкеров. – Но в составе ГАИ есть специальный «мотобат» – мотоциклетный батальон. У них несколько постоянных точек дежурства в городе, и мы предпочитаем с ними не связываться. У них на вооружении очень мощные машины – спортивные «хонды» и «БМВ», которыми управляют люди с опытом не ниже кандидата в мастера спорта. Информация по всем нарушениям с участием мотоциклов, как правило, стекается к ним. И если они фиксируют нарушителя на трассе, пытаться уехать от них бесполезно – насколько я знаю, никому ещё это не удавалось. Но в целом «мотобат», мотоциклетный батальон, действует неэффективно. Так, на дорогах нашего города часто можно встретить не только мотороллеры, но и мотоциклы, которые ездят без номеров. В Москве, например, такие вещи отслеживают – и увозят «нелегальные» средства передвижения на штрафстоянку. Если бы у бойцов питерского «мотобата» тоже был такой приказ – число аварий с участием мотоциклов сократилось в разы.
Кстати, что грозит нарушителям? За езду без прав – от 5 до 15 тысяч рублей штрафа, за отсутствие номерных знаков – до 5 тысяч. Однако, как видим, штрафы лихачей не останавливают. А отобрать мотоцикл даже у самого злостного нарушителя полиция не может.
– В аварии чаще всего попадают так называемые «одноразовые» мотоциклисты – люди, как правило не имеющие ни прав на мотоцикл, ни достаточного водительского опыта, – продолжает Дмитрий из байкерского клуба. – Например, резонансная авария со смертельным исходом на Свердловской набережной: в неё попал человек 22 лет, ранее практически не имевший опыта езды на серьёзном мотоцикле. Он, разумеется, не знал, что в тот поворот, в который он вошёл на скорости более сотни километров в час, могут на такой скорости входить только люди, регулярно участвующие в трековых гонках. Или недавно был другой случай: человек на хорошем мотоцикле, но без необходимого опыта вождения попытался «встать на козла» на проспекте Славы, «дать крутого» перед другими водителями. В итоге он попал колесом в колею и «ушёл» в столб, умер на месте… Всегда будут люди, которые покупают дорогой мотоцикл и чувствуют себя хозяевами дороги, нарушают правила и выписывают кренделя. Но, как правило, долго они не ездят – попадают в аварии, калечатся или погибают. Поэтому мы называем их «одноразовыми».
…В заключение же немного позитива. Вот одно из сообщений на форуме мотоциклистов:
«Если ещё десять лет назад можно было ездить без прав и шлема пьяным по встречке, то сейчас есть шанс надолго остаться пешеходом, причём небогатым. Со скоростным режимом в последнее время дела обстоят напряжённо. На дорогах появляются камеры. Если такую не заметить на любимом маршруте, за неделю можно накатать квитанций на внушительную сумму и утешаться потом разве что размещением в «Инстаграмме» чёрно-белых фоток своей задницы, летящей по шоссе со скоростью двести. А с другими нарушениями успешно борются мотополицейские, которых с каждым годом становится всё больше. В целом простор для нарушений несколько выше, чем у автомобилистов, но рассчитывать на абсолютную вольницу не стоит».
То есть динамика скорее положительная? Тогда тем более – надо продолжать бороться.


