Сообщение отправлено
Я

Большая “кругосветка” по Карелии. День седьмой. Заключительный.

Утром пораньше выехал в сторону Петербурга. Конечно, хотелось и Вытегру посмотреть, но жена все торопила домой, а я еще хотел много чего еще посмотреть. Вытегру посмотрю как-нибудь в другой раз. Ехать я решил через Олонец, Питкяранту и Сортавалу. Таки лелеял надежду встретиться с товарищем в Питкяранте и кое-чего посмотреть по восточному берегу Ладоги. Да и совсем не хотелось тратить время в пробках на ремонтируемом Мурманском шоссе на подъезде к Петербургу.

Километрах в 15 от Вытегры есть деревня Палтога. В ней, на холме около дороги стоят две церкви. Церковь Богоявления Господня и Церковь иконы Божией Матери "Знамение". Они образуют храмовый комплекс Палтогского погоста.

Первая церковь - деревянная. Построена в 1733 году. В 2009 году от старости и всеобщего аварийного состояния обрушились купола. А с 2010 года началась реставрация церкви на средства федерального бюджета. как я понял, заменены сгнившие деревянные элементы сруба, перекрытий, крыши и восстановлены купола. Свой первоначальный вид церковь приобрела примерно к 2016 году. Еще благоустроена прилегающая территория. Могу предположить, что продолжается восстановление внутреннего убранства церкви. Рядом были видны домики строителей.

Вторая церковь - кирпичная. Построена в 1810 году. Находится в руинированном состоянии. Но видел фотографии, что в помещении церкви хранились деревянные конструкции от соседней церкви, когда там шла реконструкция. О планах на реконструкцию этой церкви информации не находил.

61°00'40"N 36°11'30"E

Поехал дальше. В какой-то момент асфальтированная дорога превратилась в грунтовую на многие десятки километров. Я как-то не додумался засечь начало и конец этого ада. Как-то было не до этого. С “адом” конечно я слишком “завернул”. Наверно, для красоты повествования. Местами грунтовка была вполне ровная, местами сплошная “стиральная доска”, а местами и ямы встречались. Вообщем, ехать вполне можно, хотя не быстро. Вот на счет “десятков километров” тут совершенная правда. Примерно километров на 40 тянется эта грунтовка. Как ни странно, но она называется автомобильной дорогой общего пользования федерального значения А-215. Кто бы мог подумать, что федеральные дороги в европейской части России бывают грунтовыми! А вот!

Но таки без потерь доехал до асфальта! И полетел! Да, по сравнению с грунтовкой, полетел. А в целом, в пределах разрешенной скорости.

Где-то в районе деревни Пертозеро произошел со мной курьезный случай. В дороге я слушал интернет-радиостанцию “Моторадио”. И немного ранее мотопутешественник Олег Капкаев рассказывал о своем путешествии по пустыне Гоби в Монголии. Если я все правильно помню. Но суть в том, что он рассказывал, что чуть на мотоцикле не сбил орла! Орел сидел отдыхал и вдруг откуда-то в пустыне возникли русские мотоциклисты! Обалдевший орел толком не успел взлететь и набрать скорость, как чуть не столкнулся с проезжающим мотоциклистом. Вот у меня произошла очень похожая ситуация: примерно на разделительной полосе сидел орел и завидя меня, едущего на авто, пошел на взлет.

Когда я к нему приблизился, он был на уровне лобового стекла. Я принял решение объехать орла по “встречке”. Впоследствии сделал маленький видеоролик с видеорегистратора.

В Подпорожье заехал посмотрел Верхнесвирскую ГЭС. Там как раз кораблик проходил шлюзование. Но весь процесс я наблюдать не стал, поболтался маленько, посмотрел, пофоткал и покатил дальше.

Не доезжая до поселка Свирьстрой, автодорога пересекается с речкой Яндеба. Во время Великой Отечественной войны места ожесточенных боев с финнами. Дошли они только до этих мест. Дальше их не пустили. О чем говорят памятные знаки, которые я увидел около дороги.

Памятный знак на рубеже обороны 1941-1944 гг.

60°49'42"N 33°50'51"E

Памятный знак на месте подвига В. Л. Полещука

60°49'34"N 33°50'01"E

В Лодейном поле я повернул на Олонец. Но довольно быстро свернул на Старую Слободу. Хотел посетить Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь, который является одним из древнейших монастырей России - в 2006 году он отметил свое 500-летие. Возрожден в 1987 году.

Тихие красивые места, прекрасный вид на озеро. Посетителей не очень много, наверно по причине рабочего дня.

Координаты автостоянки рядом с монастырем

60°46'46"N 33°19'11"E

ПросвЯтившись, поехал далее. В маленькую тихую деревню Самбатукса. Это сейчас она тихая, а летом 1944 года здесь развивались драматические события Великой отечественной войны. Район деревни Самбатукса являлся наиболее мощным узлом сопротивления на созданной финнами в 1942 - 1943 годах оборонительной линии PSS (PSS-asema). Этот узел, с господствующей высотой 73,5 в центре, был оборудован повышенным количеством дзотов и дотов с бронеколпаками, бетонированными казематами с позициями для артиллерийских орудий, двумя линиями траншей, многополосными противотанковыми заграждениями. Гарнизон Самбатуксы составляли 2 пехотных батальона, 3 артдивизиона, 5 минометных батарей.

Вот эти укрепления и штурмовали наши войска 24-25 июня 1944 года. Без потерь не обошлось.

Теперь здесь на высоте находится мемориал.

Интересная история связана с танком T-34-76, который здесь находится в качестве памятника. Этот танк  с достаточно редкой (произведено чуть более 2000 шт.) штампованной башней производства Уралмашзавода первым ворвался в Самбатуксу и был подбит прямым попаданием. Все члены экипажа были убиты, но командир успел выскочить до взрыва боекомплекта.  Танк, как не подлежащий восстановлению, так и остался на взятой им высоте. После войны, танк отремонтировали и оставили на высоте в качестве памятника.

Не так давно, я нашел информацию, что танк отремонтировали только снаружи  и сверху. Сделали так сказать “косметический ремонт”. А если заглянуть под танк, то можно увидеть днище, изуродованное взрывом. Но я этот момент уже не проверял.

60°56'06"N 33°15'08"E

Вот теперь на Олонец!

Олонец проехал почти транзитом.

Посетил братскую могилу советских воинов.

60°58'44"N 32°57'30"E

И по пути еще заметил при въезде во двор какого-то дома интересную скульптурную композицию с двух и трехколесными транспортными средствами. Естественно запечатлел.

60°58'42"N 32°57'13"E

Дальше была у меня мысль схитрить и по пути в Тулоксу, не надолго свернуть направо и заглянуть в деревню Сяндеба, посетить мемориал 3-й Дивизии Народного Ополчения. Пару лет назад был туда прохват от мотоклуба OST MC. Я тогда поехать не смог, и сейчас, находясь неподалеку, решил заехать.

Дело в том, что я на картах нашел дорогу от Тулоксы до Сяндебы и решил ей воспользоваться. Тем более, оказалось, что узенькая дорожка, идущая сначала по лесу, а потом по полям южнее реки Тулокса, была асфальтирована! И весьма недурственно. То есть была ровная. И если бы дорожка была пошире, можно было притопить побыстрее. Но неизведанность местности останавливала меня от этой несуразной затеи - кто знает, что или кто могло выскочить из кустов. Посему, ехал не спеша, пытаясь постигнуть смысл надобности асфальтирования данной дорожки. В какой-то момент, проезжая “перекресточек” с другой похожей дорожкой, боковым зрением заметил, что на дорожке, которую я пересек, слева что-то было. Откатился назад. Оказалось, что дорожка ведет к памятной стеле на месте нахождения 3-го артполка 3-й ДНО летом 1941 года.

61°07'08"N 32°37'16"E

Координаты примерные, потому как сразу не зафиксировал, а сейчас точно не помню.

Поехал дальше. Дальше через какое-то время асфальт пропал и дорожка превратилась в колею из двух параллельных тропинок и еще через какое-то время уткнулась в разрушенный мостик через речку Тулокса. Не солоно хлебавши я развернулся за 17 приемов (дорожка-то узенькая совсем) заезжая в кусты и поплелся обратно. Ну, разведка местности дело такое… В другой раз поеду по дороге, где нормальные люди ездят.

Итак, Тулокса. С именем этой деревни была связана крупная десантная операция советских войск 23-27 июня 1944 года. Тогда на восточный берег Ладожского озера от устья реки Тулоксы и почти до устья реки Видлицы в тыл финских войск высадился 3,5 тысячный десант для блокирования шоссейной и железной дороги.

В самой деревне и в окрестностях, установлены памятники и мемориалы погибшим советским, финским воинам и мирным жителям.

61°07'14"N 32°35'13"E

61°07'14"N 32°34'55"E

61°07'55"N 32°32'35"E

61°07'55"N 32°31'17"E

Хотел было выйти на берег Ладоги, но увидел, что к нему от шоссе ведут песчаные дорожки. Ни идти, ни тем более ехать мне по песку не захотелось, и я продолжил свой путь дальше. Пока я потихоньку набирал скорость, меня обогнал человек на мотоцикле. Мотоциклист - догадался я! :)) Смотрю, у него на багажнике какая-то поклажа стремится слезть. То бишь свалиться. Думаю, что подбирать и догонять будет сложнее, поэтому решил догнать пока не упало. Тем более, дорога вдоль берега весьма прямая, да и встречный транспорт был очень редок. Догнал, посемафорил ему на багажник. Остановились. Пока он перезакреплял поклажу свою пообщались немного. Он из Мурманска. Тоже катается по Карелии. Сказал, что знает про то, что поклажа съезжает периодически. На стоянке переложит шмотки внутри. Видимо, положил неравномерно, вот и перевешивает при тряске. Проблемы устранили, поехали дальше.

Добрался я до Видлицы. Селение также знаменито крупной десантной операцией, но состоялась она 27 июня 1919 года. Десант при взаимодействии с сухопутными частями красной армии нанесли серьезное поражение белофинским интервентам из так называемой Олонецкой добро­вольческой армии. В память об этих событиях, в селе установлен памятник Видлицкому десанту.

61°11'31"N 32°23'16"E

Имеется так же и большой мемориал, погибшим в Великую Отечественную Войну.

61°11'36"N 32°23'50"E

Дальше на моем пути была деревня Погранкондуши. Еще со шведских времен здесь проходила граница с Россией. Позже проходила граница между Россией и Финляндией. Вот свидетели последней сохранились:

Пограничный камень.

61°15'43"N 32°11'57"E

Пограничная вышка и рядом деревянное здание казармы.

61°15'31"N 32°12'2"E

Остались также и свидетели боевых действий советско-финских войн - бетонные ДОТы. Их в деревне и окрестностях четыре. Причем, два из них, местные жители использовали под фундаменты для своих домов. Тут будут фото не мои. Стащил в интернете. Мне не очень удобно останавливаться там было.

61°14'56"N 32°12'40"E

61°15'28"N 32°11'57"E

Ну и братские захоронения советских воинов. 

61°15'23"N 32°11'57"E

Дальше двинул в Салми. Поселок такой.

В центре поселка, сразу при съезде с моста через реку Тулемайоки, имеется мемориальная зона. Её центром служит мемориал и братские захоронения павших в Великую Отечественную войну. Слева памятный знак в виде гранитного камня с табличкой, павшим советским воинам при высадке десанта на острова Лункулансаари и Мантсинсаари 24 - 27 июля 1941 года.

Были и такие десанты, на два больших острова непосредственно рядом с поселком Салми. Тогда полегло 90% десанта.

Также имеется памятный знак погибшим финским солдатам. Тоже в виде гранитного камня с табличкой. Он расположен справа и немного назад от центрального мемориала.

61°22'09"N 31°51'32"E

Позади мемориальной зоны, за железной дорогой на высоком холме находится Церковь Николая Чудотворца. Точнее, только стены от неё. 

Строительство церкви велось с 1815 по 1825 годы.

В 1935 году финны реставрировали церковь. В ходе реставрации печное отопление заменено на центральное.

В ходе боевых действий 1941-44 годов церковь была разрушена и с тех пор находится в руинированном состоянии. И даже в таком состоянии церковь поражает своей красотой. Особенно внутри. Одни кирпичные арки чего стоят. Долго ходил по церкви с задранной головой. Эти арки, елки и березы, растущие на стенах, синее небо в зарешетчатых окнах, проломах стен и купола не отпускали. Виды с церковного холма в солнечную ясную погоду тоже услаждали взор. Но надо было двигаться дальше.

61°22'16"N 31°51'25"E

Кстати, в интернете видел фотоизображения, что церковь обнесена забором - возможно, начата реставрация. Да и помнится, в прошлом году Наташа Че бывала здесь и запечатлела поваленный забор. И еще божилась, что забор не она повалила. Ну-ну…

Пользуясь случаем, ей тоже привет передаю! :))

Дорога от Салми к Питкяранте встретила меня глобальным ремонтом. Повсюду спрямляли заковыристые участки, строили транспортные развязки. Несколько раз попадал на участки с реверсивным движением. Вообщем, дорогу подвергли глубокой модернизации. Похвально. Помнится, у кого-то читал, что на этой дороге мотоциклы сами разбирались…

На подъезде к деревне Ууксу опять что-то заметил боковым зрением на горке в разрыве березовой листвы. Оказался памятник советским лётчикам 957-го штурмового авиаполка, погибшим в небе Карелии. 

61°30'08"N 31°36'06"E

Ну и проехал по незнанию мимо живописного порога Падун 5 и двух разрушенных плотин финской ГЭС. Это я опять почти только что узнал.

61°30'30"N 31°35'55"E

И наконец, добрался до Питкяранты!

В годы советско-финских войн город переходил из рук в руки. В какие-то моменты был ареной кровопролитных сражений. В окрестностях севернее города располагались финские укрепления, известные как U-линия, названные по имени поселка Уома. Посему, в Питкяранте имеются воинские памятники, мемориалы и братские захоронения. Вот один такой встретил меня почти на въезде в город.

61°34'24"N 31°29'44"E

Уже в центре, на развилке дорог, стоит на постаменте легкий танк Т-26. Самый массовый танк начала войны.

61°34'27"N 31°28'29"E

Меньше, чем в ста метрах от танка находится Братское захоронение Советских воинов с памятником.

61°34'28"N 31°28'26"E

А непосредственно напротив танка, через дорогу, находятся памятный знак и поклонный крест на месте разрушенной в годы войны православной церкви. За ними гранитные блоки - очень возможно, что это останки фундамента церкви.

61°34'28"N 31°28'28"E

Потом мне таки удалось встретиться с товарищем. Пообщались немного.

После чего я поехал по той дороге, по которой ехал шесть дней назад. Знакомая вроде дорога. Но за Лахденпохьей, в поселке Ихала, узрел мемориал, который ранее не видел. Ну или не замечал...

61°29'49"N 30°00'11"E

Ровно в полночь я был уже дома.

Интересно получилось: первые несколько дней я в день делал километров 200-300, а в последний - более 700. Но это так, лирика. Надо спать ложиться. 

Утром в Псковскую ехать с женой и её подругой. Тоже интересная поездка получилась. Но это совсем другая история. Если кому интересно, могу тоже написать, как это было.


Вместо послесловия

Где-то недавно прочитал, что путешественник три раза переживает свое путешествие. Первый раз - когда готовится. Второй - непосредственно путешествует. Третий раз - когда вспоминает.

Я вот призадумался и не смог сосчитать, сколько же я раз переживал этот свой вояж. Эти фотки и буквы уже смешались в сознании. Но! Ощущения и впечатления очень приятные! Вообщем, жду лета, чтобы опять куда-нибудь смотать. Может, и велосипед с собой возьму. Чтобы не скучал без меня! :))


game over...




Изображение