Большая “кругосветка” по Карелии. День четвертый. Гидроэнергетика и военная история.
С утра пораньше я отправился к арочному мосту. Насколько мне известно, к мосту от “Сортавалы” можно доехать двумя путями. Ну как двумя… Есть две дороги, которые “встречаются” в поселке Харлу, а дальше идет одна дорога. Первая дорога - за Рауталахти есть левый поворот. И сразу за поворотом находится автобусная остановка, которую Bandurin запечатлел в своем видеоочерке о путешествиях к арочному мосту.
61°45'30"N 30°55'52"E
Тут я сделаю ремарку и вспомню, что вот именно тогда я загорелся съездить к мосту. И пользуясь случаем, передам Привет Bandurin’у :)
До Харлу идет асфальтированная дорога. Качества асфальтового покрытия я не оценил, так как отправился другой дорогой. Если от “Усадьбы” повернуть налево, переехать мост над водопадом и у авторемонта повернуть направо, то это и будет дорога в Харлу.
61°45'46"N 31°00'00"E
Дорога грунтовая, но весьма ровная. Местами я ехал около 70 км/ч, но на поворотах снижал скорость, что бы не “дать угла”.
В Харлу выехал на асфальт, но почти сразу за поселком свернул направо к ГЭС. Она действующая, полуавтоматическая. Управление компьютерное. Как и Ляскельская, как и ГЭС в Хямекоски. Это дальше, вверх по течению.
В 90-х годах прошлого столетия нашим ЛенГидроПроектом разрабатывался и во второй половине 2000-х осуществлен проект по модернизации финских малых ГЭС с увеличением мощности. В этот проект вошли еще ряд ГЭС этой части Карелии. Еще как-то бывал у модернизированной плотины на реке Тохмайоки немного ниже по течению водопада Ахвенкоски (это тот на котором “А зори здесь тихие...” снимали). Про эти малые ГЭС мне давно рассказывала одна знакомая, которая работает в ЛенГидроПроекте и занималась этим проектом. Как теперь принято говорить: Инсайдерская информация.
Так, ладно. Отвлекся. На территорию ГЭС в Харлу въезд посторонних запрещен, но пройти пешком посмотреть старые финские плотины можно. Там их три, но я посетил две.
61°48'54"N 30°56'51"E
61°48'53"N 30°56'56"E
61°48'54"N 30°56'58"E
Я спросил разрешения у какого-то работника, он разрешил, но попросил машину оставить за воротами. На территории, ближе к старым плотинам имеются старые постройки. Явно еще финские. Я их немного пофотал снаружи. Но меня больше интересовали плотины. Вот я их облазал вокруг (насколько было возможно), даже вылезал на камни водопада. Тоже все там зафоткал.
Когда шел обратно от плотин, обратил внимание, что недалеко от плотины, но выше по течению, стоит несколько машин. Как я и предполагал, там есть еще один проезд к плотинам. Но поворот на эту дорогу немного дальше. В принципе, по карте все понятно.
61°49'00"N 30°56'08"E
В следующий раз постараюсь не забыть и заехать с той стороны - посмотреть и третью плотину. И еще внимательно по карте потом посмотрел, что сама ГЭС находится на другом берегу Янисйоки, а здесь находится какая-то промзона, ранее наверняка относящаяся к ГЭС.
Поехал дальше в направлении на север. Вверх по течению Янисйоки. Выехав на асфальтированную дорогу через Харлу, менее чем через 100 метров справа увидел каменный арочный железнодорожный мост через речушку Лёютёоя. Это я потом в интернете нашел название реки. И еще нашел, что мост этот был построен финнами в 1924 году. Ага! Значит, не один арочный мост в этих краях.
61°48'46"N 30°56'22"E
Дорога из асфальтовой довольно быстро превратилась в грунтовку. Но опять в хорошую такую грунтовку. И я опять несколько повысил темп движения, который снижал, проезжая по берегу Янисйоки любуясь пейзажами. Свернув направо на дорогу к ГЭС Хямекоски таки немного “дал угла”, но быстро справился с заносом, потому как ожидал такого развития событий. И что интересно, сразу после инцидента, передо мной предстал еще один финский каменный арочный железнодорожный мост. Стало быть, третий.
61°51'42"N 30°56'26"E
Дальше, свернул на весьма корявую дорожку к ГЭС Хямекоски, которая ниже по течению. В Хямекоски тоже две плотины. На полянке около подстанции, где я остановился, обнаружил интересное самодельное транспортное средство вездеходного предназначения, собранного с применением элементной базы отечественного внедорожника малого класса “Нива”.
Осмотрев плотину, нафоткавшись, двинулся по дороге по берегу реки к другой плотине ГЭС Хямекоски. Выше по течению. Эта плотина оказалась весьма интересной конфигурации. Но тоже в красивом месте и тоже на водопаде.
61°51'20"N 30°56'47"E
61°51'30"N 30°57'04"E
Насладившись видами, двинулся по дороге по берегу вверх по течению. Кстати, об этой “прибрежной” дороге. Интернет мне подсказал, что ранее здесь проходила линия узкоколейной железной дороги. Она шла по берегу, аккурат до искомого арочного железнодорожного моста. Точнее до станции Янисъярви, немного за мостом. Во время его строительства, узкоколейка использовалась для подвоза стройматериалов и механизмов.
Неспешно форсируя неглубокие в целом лужи, добрался до моста. Перед мостом, сбоку от дороги, имеется небольшая площадка на три-четыре автомобиля. Вот там я припарковался и пошел на плотину позади (ниже по течению) моста осмотреть и сфотографировать мост. Саму плотину тоже сфотографировал.
Плотина и сам мост построены из железобетона. Интернет мне также подсказал, что мост построен за неполных ШЕСТЬ! месяцев (это пол-года, Карл!). Строительные работы начались в первых числах мая 1919 года, а 26 ноября 1919 года состоялись осмотр, испытания и приемка моста. На тот момент, когда я там был (23.07.2019), до столетия со дня завершения строительства, оставалось еще 4 месяца.
61°52'38"N 30°58'15"E
Потом я решил подняться на железнодорожную насыпь, чтобы сфотографировать мост сбоку. Когда подходил к мосту, с другой стороны от него по дорожке ехали две машины: “Ока” с привязанной к крыше надувной лодкой, и “восьмерка”. Немного забравшись на откос, “подкараулил” и запечатлел машинки, водители которых, приветственно помахали мне руками.
Пофотографировав мост, пустился в обратную дорогу. Через Хямекоски выехал на дорогу к “Сортавале”. Кстати, в другую сторону, по этой дороге можно доехать до деревни Киркколахти, рядом с которой находится так называемый “Карельский зоопарк”.
61°59'44"N 30°46'49"E
А уже оттуда можно выехать на дорогу от Вяртсиля, которая идет мимо Рускеалы.
На “Сортавалу” выезжал так же как и ехал раньше - через Харлу. Кстати, на обратном пути, в Харлу обнаружил сразу две братские могилы. Много их в этих краях…
61°48'13"N 30°56'05"E
Опять проехал через Ляскеля и немного после “Усадьбы”, где я ночевал, обнаружил памятник Пушкину и опять воинский мемориал. Оказывается (опять узнал в интернете), что это место называется “Музей городской скульптуры”. Сильно.
61°45'40"N 31°00'39"E
После Ляскеля дорога немного петляет, что не удивительно, и после очередного поворота становится вдруг почти идеально прямой. До следующего поворота. Но получается километра три прямика. Почти на самом повороте, вправо отходит дорога. Перед ней указатель “Импилахти 5 км”. Сворачиваю. Где-то через полкилометра появляется автомобильный мост. Останавливаюсь перед ним. Оказывается, мост перекинут через так называемую железнодорожную выемку. Это такой коридор, вырубленный в гранитной скале и по нему проложен железнодорожный путь. То есть рельсы. И шпалы естественно. Где-то около километра длинной. В смысле не шпалы, а выемка. Впечатляющее зрелище. Этакий памятник трудолюбию финнов.
61°42'04"N 31°08'12"E
Выезжаю обратно на “Сортавалу” (точнее, здесь эта дорога называется “Сортавала - Пряжа”, но для краткости буду таки называть её “Сортавалой”) в сторону Пряжи. Через пару десятков километров “с хвостиком” появляется указатель “Питкяранта 24 км” и направо ответвляется дорога. Сворачиваю. Еще километра через три с половиной съезжаю налево на наезженную тропинку среди травы. Метров через 50-70 останавливаюсь. Вижу перед собой лестницу, уходящую вверх по холму куда-то в зелень кустов и деревьев и большой гранитный валун с отшлифованной поверхностью. Это памятный знак о том, что когда-то здесь находилась церковь прихода Кителя. А лестница ведет на холм с останками фундамента церкви. Как и многие другие, церковь была разрушена во время войны и потом не восстанавливалась.
Фундамент частично разрушен и зарос разновозрастными деревьями. Сразу даже как-то и не особо можно различить границы фундамента. За алтарной частью церкви, где обычно хоронят умерших служителей церкви, видны следы варварских раскопок и несколько каменных надгробий с надписями. Наверняка “черные копатели” добрались. И опять я обратился к интернету: оказывается, за алтарем находились могилы священников Алексея (отца) и Михаила (сына) Шепелевских. В послевоенное время эти могилы были осквернены и разграблены.
61°40'47"N 31°20'4"E
Я проехал вперед по тропинке метров триста. Дальше тропинка из двухколейной превратилась в одноколейную. Дальше только пешком. Это в сторону Кительского месторождения гранатов.
Данная местность, с очень давних пор, была богата этими красно-фиолетовыми камнями. Карелы не знали про ценность гранатов и отдавали найденные камни детям на игрушки. Это было до тех пор, пока камни не увидели Новгородские и Московские купцы. В первой половине XVI века жители Кителя и ближайших деревень платили Кительскими гранатами дань Москве, пока не вторглись в карельские земли шведские отряды, неся с собой смерть и разрушения. Впоследствии, шведы наладили “промышленную добычу” гранатов. Тогда камни ошибочно были приняты в качестве рубинов. По одной из легенд, Кительский рубин можно встретить в короне шведского короля.
Вообщем, не буду копировать из интернета то, что сами можете найти. Обозначил самую суть. Разве добавлю от себя резюме: нынешние гранаты из Кительского месторождения ювелирной ценности не имеют, потому как имеют не большой размер, хрупкую структуру и большую трещиноватость. Да и частная их добыча является незаконной. Между тем, многочисленная незаконная деятельность по добыче гранатов изуродовала древнейший на территории Северного Приладожья горно-исторический и геологический памятник.
Меня месторождение не интересовало, хотя, как-нибудь потом, можно будет полюбопытствовать. А интересовал меня здесь холм, метрах в ста от тропинки, на которой я находился. На холме этом, в былые времена была еще одна церковь и кладбище вокруг неё. Церковь эта также была разрушена, а вот кладбище, во многом, сохранилось. При входе находятся памятные знаки, подобные знаку у лестницы - огромные камни со шлифованной стороной и высеченными надписями. На одном камне информация, о церкви, ранее бывшей здесь, а на втором - собственно о кладбище. Побродив между могил, точнее того, что от них осталось, обнаружил немало литых чугунных крестов преимущественно с русско-карельскими именами. Финское имя обнаружил только на одном кресте. В основном, захоронения на кладбище датируются второй половиной XIX века и немного началом века XX. Но есть и две могилы советского уже времени.
В бывшей деревне Кителя изначально жили православные карелы и русские. После многовековой экспансии шведов, на этих землях появились финны. Со времени “обретения” Финляндией независимости, карелы вернулись на родные земли (они покидали эти места, пока здесь хозяйничали шведы). В 1920-х годах Кителя была очень крупной деревней с почти 4 тыс. жителей. В январе-феврале 1940 года линия фронта проходила как раз через Кителя. То, что было деревней, полностью разрушено. Теперь, эта местность называется урочищем Кителя.
61°40'57"N 31°19'54"E
Прикоснувшись к остаткам древности, “направил я оглобли” в сторону Питкяранты - был у меня план повидаться с товарищем, живущим в этом городе. По пути посетил две две братские могилы советских воинов, почтил их память.
61°39'38"N 31°23'25"E
61°39'35"N 31°24'30"E
Еще посетил по пути два небольших, но весьма живописных водопада Верхняя и Нижняя Койриноя на реке Койринйоки. Водопады расположены в границах одноименного населенного пункта. Как часто бывает, водопады располагаются на местах бывших плотин. Койринойские водопады не исключение. Следы плотин, в разной степени сохранности, явственно просматриваются. А у “Нижнего” водопада даже установлен памятный знак с табличкой, на которой начертана следующая надпись: “На этом месте с 1842 по 1859 годы работал Митрофановский олово-медеплавильный завод”.
61°39'06"N 31°24'43"E
61°38'18"N 31°24'38"E
В этот раз у нас с товарищем не получилось встретиться - где-то он оказался в отъезде. Решили, что я на обратном пути возможно заеду. Зато посмотрел достопримечательности Питкяранты. Все они оказались военно-мемориальной направленности, что не удивительно - во время Зимней войны, рядом с городом проходила линия фронта.
Затем я выехал на “Сортавалу”. Выезжал мимо мемориала “Крест скорби”. За несколько лет, что я езжу в Карелию, образовалась у меня традиция обязательно посетить сей мемориал. А может привычка такая...
61°40'32"N 31°27'4"E
А потом я отправился в Урочище Леметти на месте разрушенных в Зимнюю войну деревень Северное и южное Леметти. Места эти печально знамениты тем, что здесь была окружена и погибла 18 стрелковая дивизия. Вдоль старой дороги, которая идет вдоль современной “Сортавалы”, но значительнее петляет, братские могилы, мемориалы, памятники и отдельные захоронения советских воинов попадаются очень-очень часто. То через полкилометра, то через один-два. На одном из поворотов старой дороги встретился крупный мемориал с большим количеством памятников, памятных досок и большим количеством захоронений. Старых и новых. Видно, что поисковики работают. И работают очень “продуктивно”.
61°40'01"N 31°30'58"E
Попутно проинспектировал состояние памятных знаков, которые устанавливали в прошлом году с мотоклубом OST MC. Ну, это в плане заботы в чем сам принимал участие.
К вечеру заехал посмотреть на текущую воду порога Силтакоски на реке Уксунйоки. Порог находится около останков финского моста на старой дороге, которую я упоминал ранее. Весьма живописное место.
61°39'27"N 31°54'05"E
Между тем, уже начало ощутимо темнеть и я поехал искать ночлег. Навигатор подсказал мне, что перед самым поселком Пряжа есть кафе-мотель “Транзит”.
Чуть более 100 км от порога. Ну, порулил туда. Пока ехал, прошел дождь. На подъезде к Пряже дождь закончился. Как я понял, в этом мотеле ночуют и харчуются дальнобойщики. Хотя, в кафе заглядывают и проезжающие автолюбители.
Пока парковал авто, заметил, что на здании мотеля установлена видеокамера, которая “бдит” за парковкой. На всякий случай припарковался в поле зрения камеры.
В качестве места отдыха мне достался двухместный номер на втором этаже всего за 500 р. В номере две кровати, две тумбочки и два стула. Туалет и душ на этаже. В принципе, весьма неплохо. На первом этаже “харчевня”. Вечером поужинал, утром позавтракал. Остался доволен. Недорого и вкусно. В оплату принимают карты. Есть терминал.
61°40'38"N 33°36'44"E
to be continued


