Большая “кругосветка” по Карелии. День второй. Эффект присутствия.
На следующий день направился таки “по маршруту”. Типа в Карелию уже. Но не проторенными, короткими тропами, а немного в объезд. Попутно заезжая в неизведанные мной места. На “Сортавалу” я выехал по любимой мной дороге через Стрельцово-Грибное-Климово-Ягодное, а свернул в Саперном и покатил в сторону Мельниково.
На дальних подступах к поселку Васильево остались останки древнего городища Тиверск. “Остались останки” - замечательный оборот, не правда ли?!
История возникновения Тиверского городка уходит в глубокую древность. Но не позднее IX века. Тогда карельское городище называлось Тиурин-линна и располагалось оно на острове Тиури. После вмешательства человека в 1857 году в действие созданной природой водной системы Вуокса, уровень воды значительно понизился, изменилось направление течения и остров Тиури соединился с материком. А наименование Тиури до 1948 года носил поселок Васильево.
Об истории Тиверска и поселка Васильево можно почитать в интернете. Кому интересно, могут сами почитать. Разве что я отмечу, что в 1323 году у Тиверска также проходила граница между Новгородскими землями и Швецией.
Я походил посмотрел то, что осталось от крепостных стен, “жертвенные камни”, информационные и памятные таблички, “повтыкал” немного на мирные воды Вуоксы и покатил на север, в сторону Васильево.
60°50'11"N 29°49'02"E
Примерно в 4,5 километрах от Тиверска, на северной окраине поселка Васильево у дороги имеется довольно большая площадка для парковки авто, от которой к Вуоксе идет широкая дорога. Что же там такое, что привлекает людское внимание? А на крошечном островке, по сути скалы, выступающей из вод Вуоксы, стоит небольшая деревянная церковь - Храм Андрея Первозванного на Вуоксе. Храм этот построен в 2000 году архитектором Ротиновым Андреем Николаевичем. Он примечателен тем, что по его проектам построено несколько церквей в Приозерском районе. А данный храм примечателен тем, что занесен в книгу рекордов Гиннеса, как единственная в мире часовня, построенная на крошечном острове, фундаментом которой служит монолитная скала, выступающая из воды! Не знаю почему, но в интернете в разных источниках церковь упоминается и как часовня, и как церковь, и как храм.
В 2016 году построен металлический арочный мост, проход по которому открыт во время богослужения в часовне. Мне же повезло пройти по мосту и посмотреть часовню вблизи и даже зашел ненадолго вовнутрь.
А впервые я здесь был в 2006 году. Тогда автомобили парковались на обочине, к озеру вела узкая тропинка - приходилось лавировать между довольно большими валунами. А моста никакого не было - на остров к храму прихожане добирались на небольшом тросовом пароме, а зимой по льду замерзшего озера.
Я так думаю, что дорогу к храму и парковку создали во время строительства моста - надо же было как-то подвозить стройматериалы и составляющие части сооружения.
Место действительно очень красивое. В интернете есть много фотоизображений храма в разное время дня и года. Правда, ныне мост портит восприятие идиллической картины. Какой-то он чужеродный и не соответствующий месту. Хотя, я читал, что трос от парома был весьма опасен для управляющих плавсредствами, особенно скоростными. Возможно, выбрали меньшее из зол.
60°52'34"N 29°49'15"E (координаты парковки)
ПросвЯтившись, поехал я дальше. При въезде в Мельниково со стороны Васильево имеется Т-образный перекресток с небольшой площадкой, где можно припарковаться никому не мешая. Но привлекла меня не парковка, а поклонный крест и памятный знак - гранитная табличка на гранитном же камне. Оказывается, на этом месте раньше находился дом, в котором родился первый исследователь древностей Карельского перешейка - археолог и историк Петер Теодор Швиндт. Я потом поискал в интернете про него - весьма интересная личность. Очень многому из древней истории Карельского перешейка, что дошло до нас, мы обязаны именно этому человеку.
60°55'04"N 29°46'39"E
В центре поселка Мельниково рядом находятся мемориал - братские захоронения советских воинов и Церковь Троицы Живоначальной. Церковь построена в 2002 году в стиле древнего деревянного зодчества.
60°55'15"N 29°45'39"E
Но самое интересное в Мельниково - это церковь прихода Ряйсяля. Ряйсяля - финское наименование поселка Мельниково. Данная лютеранская церковь построена в 1912 году по проекту небезызвестного финского архитектора Йозефа Даниэля Стенбека, по проекту которого построены еще две кирхи на территории Карельского перешейка. Это храм Святой Марии Магдалины в Койвисто (Приморск) и Лютеранская церковь Преображения Господня в Терийоки (Зеленогорск). Причем, кирха в Приморске почти полностью похожа на кирху в Мельниково. И как недавно в Приморске, в Мельниково в кирхе сейчас располагается клуб.
Через дорогу, на окраине поселкового парка, располагается мемориал финским воинам.
60°55'23"N 29°45'38"E
Осмотрев достопримечательности Мельниково, я отправился по автодороге 41К-153 в Севастьяново. Дорога эта прямо скажем, весьма интересная. В черте границ поселка Мельниково, она имеет асфальтовое покрытие. Но как только я миновал дорожный знак с перечеркнутым красной чертой наименованием населенного пункта “Мельниково”, асфальт исчез. Дальше пошла грунтовка. Местами вполне сносная. Примерно на 17 километров. Не, на машине было ехать вполне нормально. Было правда несколько этаких эндуристических участков. Я так думаю, они проявляются после дождей. Небольшие пологие ямы с водой и промоины, перерезающие дорогу, по которым бегут ручейки. На малой скорости все эти неровности преодолеваются элементарно, ямы объезжаются. Ну да, рулем надо покрутить. На мотоцикле, думаю, будет проще ехать - у мотоцикла всего одна колея! :))
Где-то за пару километров до Севастьяново, неожиданно появился долгожданный асфальт!
Поселок Севастьяново до 1948 года назывался Каукола. Переименован в честь советского летчика-истребителя Севастьянова Алексея Тихоновича. Это именно тот летчик, который совершил первый ночной таран вражеского бомбардировщика над блокадным Ленинградом 5 ноября 1941 года.
Чем же так манило меня Севастьяново, что я поехал по короткой, но не очень ровной дороге? Дело в том, что в поселке находится хорошо сохранившаяся Церковь Святого Иоанна. Её еще называют Церковью прихода Каукола. Построена в 1933 году по проекту архитектора Лассе Бъерка.
Когда несколько лет назад я впервые узнал об этой церкви, то информация была такая, что церковь была заброшена. На деле оказалось, что церковь была очень даже живая и хорошем ухоженном состоянии. Самое интересное случилось, когда я решил обойти её кругом. Подумалось, что если двери закрыты, негоже ломиться вовнутрь. Поэтому, решил осмотреть церковь хотя бы снаружи. Справа ворота были открыты и я начал обход. Обойдя где-то примерно наполовину, я услышал, что меня окликнули с вопросом, что-то вроде “Интересуетесь?”. И из дальнего края прилегающей территории ко мне шел человек в черном костюме. По мере того, как он подходил, стало понятно, что это лютеранский священник - пастор. Я тогда ответил, что “да, интересно”. И дальше этот пастор провел для МЕНЯ ОДНОГО! экскурсию почти по всей церкви. Оказывается, у церкви очень богатая история, не смотря на то, что ей еще нет и ста лет. В 1941 году финны из пушки отстрелили около десятка метров от верхней звонницы. Это стрельнули по советскому пулеметному расчету. В советское время в церкви сначала была птицеферма, а в последнее время - что-то вроде клуба - проводили какие-то нелегальные дискотеки. А с 1996 года пастор Виктор (так зовут моего собеседника) взялся восстанавливать здание и возобновил деятельность прихода. Сейчас Церковь Святого Иоанна является культурным и досуговым центром поселка: проводятся религиозные службы, музыкальные концерты, туристические экскурсии, международные встречи. При церкви создана молодежная хоккейная команда Saintly Kings, которая выступает весьма успешно. И все это время, по мере возможностей, ведутся восстановительные работы.
Пастор Виктор, проведя меня по первому этажу церкви, сказал, что если у меня есть желание, то я могу подняться на колокольню, но уже без него - сослался на здоровье - трудно ему по лестницам подниматься-опускаться. Я конечно же не отказался и поднялся на самый верх, насколько это было возможно. С верхнего этажа колокольни открываются замечательные виды - конечно же я пофотографировал окрестности. Еще в колокольне на среднем этаже оказалась небольшая музейная экспозиция и круглый стол со стульями - можно посидеть, попить чай-кофе, пообозревать окрестности.
Спустившись, я поблагодарил пастора Виктора за гостеприимство, интересный рассказ, за историю, которую он восстанавливает и бережно хранит. Пообещал еще как-нибудь приехать. Приеду обязательно. Интересное место, интересный человек.
После посещения церкви, зашел на кладбище через дорогу - видел его с колокольни. Посмотрел Мемориал жертвам Гражданской войны в Финляндии (погибшим и захороненным на кладбище в Каукола в марте-апреле 1918 года).
61°03'24"N 29°48'03"E
Потом еще заехал к Администрации поселка, напротив которой установлен памятный знак Героям Советского Союза Н. Г. Степаняну, А. Т. Севастьянову, И. Ф. Шушину, в честь которых названы близлежащие поселки.
61°03'26"N 29°47'34"E
Ну, думаю, теперь в Карелию. Но надо заправиться. Заеду для этого в Приозерск. На выезде из Севастьяново голосует бабушка. Я помню, проходила она мимо меня, когда я на кладбище шел. Останавливаюсь. Она просит до Кузнечного подвезти. Где-то я слышал, что это для провинции обычное дело - подвезти человека по пути бесплатно. Поэтому, соблюдая традиции, бескорыстно помогаю бабушке добраться до Кузнечного. Да и не было у меня цели таксовать. Таксовал я только когда-то очень давно, в конце 90-х годов на первой своей машине. Так вот, довез бабушку до Кузнечного и поехал направо, в Приозерск. А на “Сортавале” ремонт! Точнее завершающая фаза - укладка асфальта. Дорогу максимально возможно спрямили и асфальтируют. Красота! Прощай пятикилометровый грунтовый участок перед границей с Карелией!
Но на тот момент, когда я там ехал, дорогу еще доделывали и от садоводства “Белокаменка” проезд был по старой узкой и извилистой дороге. Машин в сторону Приозерска ехало не много, но все ехали в свободном темпе, но соблюдая скоростной режим. И вот в Бригадном на выходе из пологого левого поворота смотрю лежит в кювете на боку какая-то Реношка. Вроде как старый Меган. И в ней вроде как мужик ползает.
Ну, останавливаюсь за поворотом, паркуюсь аккуратно, чтобы не мешать проезжающим и самому в кювет не свалиться и направляюсь к Рено. Мужик уже из машины вылез. Оказывается он там что-то доставал. Подошли еще мужики из проезжающих авто. Думаем, как машину доставать. Я остановил проезжающий грузовик с манипулятором, оказался ВАДовский. Водила из грузовика говорит, что им категорически не разрешают подобные работы производить, но пошел посмотреть что там и как. Я что-то немного замешкался (вроде, с переходом дороги - машины пропускал) и подхожу несколько позже. Водила с грузовика идет обратно и говорит мне, что водила Рено пьяный. Я-то сразу и не заметил. Я даже и не подумал, что водитель пьяный может быть. Просто, скорость не рассчитал и вылетел с дороги. А тут вон оно как... А этот пьяный водила, оказывается жив-здоров, видимо понял, что его раскусили и пешком направился куда-то по второстепенной дороге, скажем так, вглубь Бригадного.
Я постоял минут пять, потом подумал, что делать тут нечего, поехал заправляться. Заправившись, ехал обратно этой же дорогой. Минут двадцать спустя. Смотрю, стоит ”патрулька”, а в ней “гайцы” уже оформляют “героя дня”. И я покатил дальше, в Карелию, со спокойным сердцем наслаждаться новой ровной дорогой.
Следующей целью моего путешествия был поселок Куркиёки. Слышал я о нем много, да и в Карелии был уже не один раз, но как-то все проезжал мимо. Но ехать туда задумал не по ближайшей дороге Алхо - Куркиёки, а по следующей: Элисенваара - Куркиёки. Почему - немного позже.
Еду значит по “Сортавале”: прямой, ровной, быстрой дороге. И где-то, сейчас уже точно не помню где (возможно, между перекрестками вышеуказанных дорог), на обочине мотоциклист совершает какие-то манипуляции с мотоциклом. Ну, думаю, надо помочь - у меня много всяких инструментов есть, гайки крутить умею. Поскольку ехал быстро - немного проскочил мимо мотоциклиста. Разворачиваюсь, подъезжаю, спрашиваю “Какие проблемы?”. Он отвечает, что заправился недавно и что-то “затроило”. Поскольку мотоциклист остановился на участке, где были установлены ограждения и обочина весьма узкая, машину оставлять я там не стал, развернулся опять и оставил машину за ограждениями на широкой обочине. Заняло у меня это минут пять. Подхожу опять к мотоциклисту (у него, кстати, Псковский номер был), а он говорит, что заглушил двигатель, постоял немного и опять завел. Двигатель заработал как положено, ровно и в штатном режиме. Тогда я сказал, что это “эффект присутствия” сработал. Это когда случается какая-то проблема с оборудованием, обращаешься с ней к специалисту и когда он начинает диагностику, проблема исчезает. Я не специалист, конечно, просто так совпало. Ну поболтали мы немного: парень сам из Питера, а мотоцикл в Пскове покупал. Потому и номер Псковский. Катался по Карелии. Пожелали мы друг другу счастливого пути и разъехались.
Доехал я, значит, до следующего перекрестка и повернул в сторону Куркиёки. Но сразу же остановился на небольшой площадке около перекрестка. Дело в том, что было здесь любопытное место, которое меня привлекало. А размещается здесь экспозиция камней, добываемых в Карелии и изделий из них. Изделия исторические и современные. Гранитные блоки используемые при строительстве мостов, дорог, столбов, памятников и прочих строений. А также отделочных и поделочных камней и минералов. Достаточно интересно и познавательно. “Каменотесы Приладожья” называется эта экспозиция. К сожалению, неразумные двуногие существа испортили и расхитили часть экспозиции. Наверно думали, что некоторые камни повысят их интеллект. Но нет - они жестоко ошиблись.
61°20'19"N 29°51'32"E
Вот теперь в Куркиёки! А между тем вечерело…
Ночевать я решил где-нибудь здесь, что бы с утра ознакомиться неспешно с местными достопримечательностями. Попробовал поискать ночлег исходя из той информации, что была в навигаторе, но что-то ничего не нашлось. Тогда проехался немного по поселку и увидел коттеджи. Прогулявшись вокруг, понял что снимать целый домик, предназначенный на несколько человек, мне одному будет слишком расточительно. Позвонил по телефону на баннере и мне посоветовали жилье попроще. Километрах в трех находится Гостевой дом “Курки”. По сути гостиница. Мой номер был просто с кроватью, с туалетом но без душа. Душ принимал в сауне внизу. Сауной, правда, не пользовался. В гостинице имеется кухня. Можно самому себе чего-нибудь приготовить. Площадка для парковки транспорта весьма большая. Окошко тети с ресепшена выходит на эту же сторону. Комфорт минимальный, но достаточный. Чисто и аккуратно. Без излишеств. Для ночлега вполне достаточно. 800 р. Оплата наличными.
61°17'26"N 29°50'48"E
to be continued


