Большая “кругосветка” по Карелии. День первый. Начало пути.
Самое начало пути я скомпилировал с небольшой семейно-хозяйственной деятельностью. Было вообщем-то по пути, разве что отняло некоторое время. Для начала завез жену с подругой к другой подруге на дачу в Васкелово, а потом надо было заехать на нашу дачу в Лейпясуо и собрать там стиральную машину. Дело в том, что на предыдущих выходных я её разобрал и забрал барабан в город менять подшипники. За неделю на работе я подшипники и сальник поменял и вез на дачу быстренько собрать и испытать в деле. Зато, по пути от Васкелово до Лейпясуо, я посетил множество достопримечательностей! Я как-то раньше писал, что если где-то бываю, попутно стараюсь посетить всякие возможные интересности. Вот и в этот раз я назапланировал себе несколько мест к посещению. О некоторых я знал ранее, но как-то не удавалось их исследовать, а о каких-то я узнал впервые.
Итак, первая “точка на трассе” - это памятный знак на месте лютеранской церкви Лемболовского прихода. Знак представляет собой крест с маковки церкви. Церковь разрушена после революции. На кресте видны следы от пулевых попаданий. Есть информация, что это “красные комиссары упражнялись в стрельбе по кресту”. Я читал, что такое варварство происходило в то время весьма часто.
Вот небольшая цитата из интернета об историческом прошлом кирхи:
Здесь, на этом холме, началась четырёхсотлетняя история Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии - первый ингерманландский лютеранский приход Лемболово (Lempaala) был основан в 1611 году (на памятной табличке правильный - 1611 - год указан в тексте на финском языке; в русском тексте была допущена ошибка). Автор акварели, на которой изображена Лемболовская кирха - знаменитый финский архитектор Элиэль Сааринен (автор проекта вокзала в Хельсинки и др.).
Так же, на холме, недалеко от креста, находятся братская могила погибших во время гражданской войны и памятный знак в честь событий войны Советско-Финской. На холм с разных сторон ведут две лестницы.
60°21'45"N 30°17'55"E
Здесь и далее буду указывать координаты описываемого места, дабы страждущим было легче найти его.
Далее, я двинул по этой дороге в сторону “Скандинавии”, минуя развязку с “Сортавалой”. Остановился посмотреть знаменитый “Крестовый камень”, в разное время обозначавший границу между Великим Новгородом в первом случае и Россией во втором со Швецией. Интернет говорит, что собственно “Крестовым камнем”, он называется за свои два креста, высеченных на нем в 1323 и 1595 годах, для обозначения вышеуказанной границы. Рядом с артефактом имеется еще один камень - памятная табличка, установленный краеведами летом 2000-го года.
60°22'42"N 30°05'24"E
Через километр “с хвостиком”, на “Т-образном” перекрестке с лесной дорогой, остановился почтить память советских воинов. Рядом с дорогой находится братская могила советских офицеров, погибших 14-15 июня 1944 года. Это как раз дни начала Выборгской наступательной операции.
60°22'45"N 30°03'50"E
А еще где-то почти через 3 км имеется памятник финским пограничникам. Он поставлен в 1942 году солдатам, погибшим 31 ноября и 1 декабря 1939 года. На каменной плите надписи на финском и русском. Похоже, что на финском стихи, а на русском перевод:
Много нас в лесу погибло
Здесь судьба нас поджидала
Шёл к творцу в поход последний
Пограничников патруль.
60°22'21"N 30°01'04"E
А дальше, свернув направо на бетонку, я посетил укрепузел Сийранмяки на бывшей высоте 171,1. Точнее то, что от него осталось. Финский укрепузел назывался по имени деревни, рядом с которой было возведено пять ДОТов и широкая полоса бетонных противотанковых препятствий (надолбов), которые до сих пор можно увидеть в лесу по обе стороны от дороги. В середине июня 1944 года здесь разгорелись ожесточенные бои, о которых напоминает памятный знак, установленный в июне 2004 года финским обществом памяти.
Самое печальное, что здесь, на местах боев, теперь располагается песчаный карьер. И вместо большей части высоты 171,1 зияет огромная яма. Ранее я читал, что поисковики выдергивали останки павших прямо из-под гусениц бульдозеров… Правда, если обойти карьер и встать к нему спиной, открывается прекрасный вид на лес, который располагается где-то далеко внизу…
60°23'45"N 29°55'06"E
Рядом с пересечением автодорог 41А-025 и 41К-457 имеется так называемый “Сектор Риихисюрья” VT линии. Естественно бывший. Вот туда я и направился. По сути, Сектор Риихисюрья - это останки финских железобетонных укреплений. Самое интересное из них, это командно-наблюдательный пункт с убежищем на 10 человек. С отлично сохранившимся при входе гербом Финляндии и годом постройки - 1942. Остальные останки укреплений ничего особо примечательного из себя не представляют.
60°24'03"N 29°48'37"E
После чего я поехал на дачу. Собрал и проверил в действии стиральную машину. Остаток вечера провел в расслаблении и релаксации.
to be continued


